Ке́ллер Готфрид (Keller) (1819-1890), швейцарский писатель. Писал на немецком языке. Проникнутые романтическим мироощущением «воспитательный роман» «Зелёный Генрих» (1855), сборники новелл «Люди из Зельдвилы» (т. 1-2, 1856-74), «Семь легенд» (1872). Либерально-демократические надежды на особый исторический путь Швейцарии (сборник «Цюрихские новеллы», 1878) сменяются чувством исторической безысходности (роман «Мартин Заландер», 1886).
* * *
КЕЛЛЕР Готфрид - КЕ́ЛЛЕР (Keller) Готфрид (1819-1890), швейцарский писатель. Писал на немецком языке. Проблемы человека и общества, искусства и народа в проникнутых романтическим мироощущением романе «Зеленый Генрих» (1855), сборниках новелл «Люди из Зельдвилы» (т. 1-2, 1856-74), «Семь легенд» (1872).
* * *
КЕ́ЛЛЕР (Keller) Готфрид (19 июля 1819, Цюрих -15 июля 1890, там же), швейцарский писатель. Писал на немецком языке.
Ранние годы
Готфрид Келлер родился в семье цюрихского ремесленника. Его отец умер, едва Келлеру исполнилось пять лет, оставив семью практически без средств к существованию. В 1825 Келлер начал посещать школу для бедняков, окончив которую поступил в реальное училище. Не проучившись и года, он был исключен из училища за участие в обструкции учителю. Келлер решил профессионально заняться живописью. В 1835 он начал работать гравером в мастерской, изготовлявшей популярные среди туристов «швейцарские пейзажи». Несколько месяцев спустя после ухода из мастерской Келлер недолго учится технике рисунка у известного акварелиста Рудольфа Мейера, а в 1840 отправляется в Мюнхен, чтобы закончить художественное образование. Там Келлер тяжело заболел тифом. Заплатив за лечение, он лишился средств на обучение в академии художеств, однако не бросил живопись и предпринял попытки самостоятельно совершенствовать свое мастерство. В 1842 на художественной ярмарке в Цюрихе он безуспешно пытался продать свой «Оссиановский ландшафт».
Возвратившись на родину, Келлер активно включился в политическую борьбу: в составе армии Цюриха принял участие в выступлениях против Зондербунда (см. ЗОНДЕРБУНД), сочинял сатирические стихотворные памфлеты. По совету друзей, он пробует свои силы в различных поэтических жанрах, и в 1846 выходит его первый стихотворный сборник, который сразу же получил признание. К этому времени Келлер отказывается от идеи стать художником и решает посвятить себя литературе. В 1848 Келлер получил стипендию демократического правительства кантона Цюрих (его стихи получили высокую оценку властей) и отправился на учебу в Гейдельберг, где познакомился с Людвигом Фейербахом (см. ФЕЙЕРБАХ Людвиг), слушал его лекции «О сущности религии», под влиянием которых становится приверженцем материализма и атеизма.
Берлин
В феврале 1850 Келлер приезжает в Берлин, где знакомится с влиятельным издателем Эдуардом Фивегом, по заказу которого работает над сборником «Новых стихов». В том же году, не видя пользы от своего стипендиата, цюрихское правительство лишило Келлера материальной поддержки. Фивег регулярно выплачивал Келлеру небольшие суммы в качестве гонорара за еще ненаписанный роман «Зеленый Генрих». В 1853 издатель требует рукописи и, не дождавшись окончания, выпускает в свет первые три тома романа (четвертый том выходит полтора года спустя, в 1855). В 1856 в издательстве Фивега выходит первая часть цикла новелл «Люди из Зельдвиллы». Новеллы, написанные по образцу модных в то время «деревенских историй», отличались необычайно красочным языком, в них причудливо смешивались реальность и фантазия, а дидактичность и мягкий юмор сочетались с непрямой социальной критикой. Этот сборник принес Келлеру успех, на родину он вернулся прославленным писателем.
Секретарь цюрихского кантона
В 1861 Келлер был избран на должность секретаря цюрихского национального правительства. На 11 лет он оставил литературное творчество и посвятил себя практической деятельности на благо общества. На решении отойти от литературы сказался и ряд трагических событий в жизни писателя: в феврале 1864 внезапно умирает мать Келлера, в июле следующего года кончает с собой невеста Келлера пианистка Луиза Шайдеггер, а в 1866 Келлер теряет близкого друга, композитора Вильгельма Баумгартена.
Поздний Келлер
В 1872, подготавливая собрание своих сочинений, Келлер принимает решение возобновить свою литературную деятельность. Он выпускает книгу «Семь легенд», навеянную раннехристианскими апокрифическими сказаниями, в 1874 выходит второй том новелл «Люди из Зельдвиллы», который отличается более радикальной критикой буржуазного общества, более мрачным и пессимистичным, по сравнению с первой частью цикла, тоном повествования. Эти новеллы сразу же признаются классическими образцами жанра.
В 1876 Келлер уходит с государственной службы. В том же году выходит в свет сборник «Цюрихских новелл». Становятся заметны определенные изменения в творческой манере Келлера, его язык теперь тяготеет к еще большей изобразительности и символичности. Центральной темой «Цюрихских новелл» является тема неразрывной связи индивидуальной судьбы и жизни нации. В 1881 появляется собрание символических рассказов «Изречение», непревзойденный образец композиционного мастерства. Рассказы этого позднего сборника Келлера высоко оценил Фридрих Ницше. (см. НИЦШЕ Фридрих)
Два романа
В 1880 Келлер переработал свой роман «Зеленый Генрих», работу над которым продолжал почти сорок лет. В этом произведении писатель, развивая традиции «воспитательного романа» (в основном ориентируясь на гетевскую дилогию о Вильгельме Мейстере), переносит поиски идеала гармонической личности на конкретный материал современной ему швейцарской действительности. Герой «Зеленого Генриха» во многом автобиографичен, он проходит путь познания мира и поисков места в жизни. Постепенно освобождаясь от романтических иллюзий, Генрих находит смысл своего существования в подчинении интересов личности интересам швейцарской демократии.
Роман «Мартин Заландер» (1885) - итог переоценки идейных и эстетических ценностей, предпринятой писателем на закате жизни, пронизан чувством безысходности. Новые экономические отношения разрывали связи между людьми, рушили швейцарские традиции. «Везде как у нас, у нас как везде», - эти слова героя романа как нельзя лучше выражают разочарование Келлера, мечтавшего об особом пути развития демократии в своей стране.
Во второй половине 19 в., когда со смертью Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг) и Гофмана (см. ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей), немецкая литература утратила главенствующую роль в Европе, творчество швейцарца Келлера, позволило немецкоязычной литературе не оказаться на периферии европейского литературного процесса.