Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

келлер готфрид

Энциклопедический словарь

Ке́ллер Готфрид (Keller) (1819-1890), швейцарский писатель. Писал на немецком языке. Проникнутые романтическим мироощущением «воспитательный роман» «Зелёный Генрих» (1855), сборники новелл «Люди из Зельдвилы» (т. 1-2, 1856-74), «Семь легенд» (1872). Либерально-демократические надежды на особый исторический путь Швейцарии (сборник «Цюрихские новеллы», 1878) сменяются чувством исторической безысходности (роман «Мартин Заландер», 1886).

* * *

КЕЛЛЕР Готфрид - КЕ́ЛЛЕР (Keller) Готфрид (1819-1890), швейцарский писатель. Писал на немецком языке. Проблемы человека и общества, искусства и народа в проникнутых романтическим мироощущением романе «Зеленый Генрих» (1855), сборниках новелл «Люди из Зельдвилы» (т. 1-2, 1856-74), «Семь легенд» (1872).

* * *

КЕ́ЛЛЕР (Keller) Готфрид (19 июля 1819, Цюрих -15 июля 1890, там же), швейцарский писатель. Писал на немецком языке.

Ранние годы

Готфрид Келлер родился в семье цюрихского ремесленника. Его отец умер, едва Келлеру исполнилось пять лет, оставив семью практически без средств к существованию. В 1825 Келлер начал посещать школу для бедняков, окончив которую поступил в реальное училище. Не проучившись и года, он был исключен из училища за участие в обструкции учителю. Келлер решил профессионально заняться живописью. В 1835 он начал работать гравером в мастерской, изготовлявшей популярные среди туристов «швейцарские пейзажи». Несколько месяцев спустя после ухода из мастерской Келлер недолго учится технике рисунка у известного акварелиста Рудольфа Мейера, а в 1840 отправляется в Мюнхен, чтобы закончить художественное образование. Там Келлер тяжело заболел тифом. Заплатив за лечение, он лишился средств на обучение в академии художеств, однако не бросил живопись и предпринял попытки самостоятельно совершенствовать свое мастерство. В 1842 на художественной ярмарке в Цюрихе он безуспешно пытался продать свой «Оссиановский ландшафт».

Возвратившись на родину, Келлер активно включился в политическую борьбу: в составе армии Цюриха принял участие в выступлениях против Зондербунда (см. ЗОНДЕРБУНД), сочинял сатирические стихотворные памфлеты. По совету друзей, он пробует свои силы в различных поэтических жанрах, и в 1846 выходит его первый стихотворный сборник, который сразу же получил признание. К этому времени Келлер отказывается от идеи стать художником и решает посвятить себя литературе. В 1848 Келлер получил стипендию демократического правительства кантона Цюрих (его стихи получили высокую оценку властей) и отправился на учебу в Гейдельберг, где познакомился с Людвигом Фейербахом (см. ФЕЙЕРБАХ Людвиг), слушал его лекции «О сущности религии», под влиянием которых становится приверженцем материализма и атеизма.

Берлин

В феврале 1850 Келлер приезжает в Берлин, где знакомится с влиятельным издателем Эдуардом Фивегом, по заказу которого работает над сборником «Новых стихов». В том же году, не видя пользы от своего стипендиата, цюрихское правительство лишило Келлера материальной поддержки. Фивег регулярно выплачивал Келлеру небольшие суммы в качестве гонорара за еще ненаписанный роман «Зеленый Генрих». В 1853 издатель требует рукописи и, не дождавшись окончания, выпускает в свет первые три тома романа (четвертый том выходит полтора года спустя, в 1855). В 1856 в издательстве Фивега выходит первая часть цикла новелл «Люди из Зельдвиллы». Новеллы, написанные по образцу модных в то время «деревенских историй», отличались необычайно красочным языком, в них причудливо смешивались реальность и фантазия, а дидактичность и мягкий юмор сочетались с непрямой социальной критикой. Этот сборник принес Келлеру успех, на родину он вернулся прославленным писателем.

Секретарь цюрихского кантона

В 1861 Келлер был избран на должность секретаря цюрихского национального правительства. На 11 лет он оставил литературное творчество и посвятил себя практической деятельности на благо общества. На решении отойти от литературы сказался и ряд трагических событий в жизни писателя: в феврале 1864 внезапно умирает мать Келлера, в июле следующего года кончает с собой невеста Келлера пианистка Луиза Шайдеггер, а в 1866 Келлер теряет близкого друга, композитора Вильгельма Баумгартена.

Поздний Келлер

В 1872, подготавливая собрание своих сочинений, Келлер принимает решение возобновить свою литературную деятельность. Он выпускает книгу «Семь легенд», навеянную раннехристианскими апокрифическими сказаниями, в 1874 выходит второй том новелл «Люди из Зельдвиллы», который отличается более радикальной критикой буржуазного общества, более мрачным и пессимистичным, по сравнению с первой частью цикла, тоном повествования. Эти новеллы сразу же признаются классическими образцами жанра.

В 1876 Келлер уходит с государственной службы. В том же году выходит в свет сборник «Цюрихских новелл». Становятся заметны определенные изменения в творческой манере Келлера, его язык теперь тяготеет к еще большей изобразительности и символичности. Центральной темой «Цюрихских новелл» является тема неразрывной связи индивидуальной судьбы и жизни нации. В 1881 появляется собрание символических рассказов «Изречение», непревзойденный образец композиционного мастерства. Рассказы этого позднего сборника Келлера высоко оценил Фридрих Ницше. (см. НИЦШЕ Фридрих)

Два романа

В 1880 Келлер переработал свой роман «Зеленый Генрих», работу над которым продолжал почти сорок лет. В этом произведении писатель, развивая традиции «воспитательного романа» (в основном ориентируясь на гетевскую дилогию о Вильгельме Мейстере), переносит поиски идеала гармонической личности на конкретный материал современной ему швейцарской действительности. Герой «Зеленого Генриха» во многом автобиографичен, он проходит путь познания мира и поисков места в жизни. Постепенно освобождаясь от романтических иллюзий, Генрих находит смысл своего существования в подчинении интересов личности интересам швейцарской демократии.

Роман «Мартин Заландер» (1885) - итог переоценки идейных и эстетических ценностей, предпринятой писателем на закате жизни, пронизан чувством безысходности. Новые экономические отношения разрывали связи между людьми, рушили швейцарские традиции. «Везде как у нас, у нас как везде», - эти слова героя романа как нельзя лучше выражают разочарование Келлера, мечтавшего об особом пути развития демократии в своей стране.

Во второй половине 19 в., когда со смертью Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг) и Гофмана (см. ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей), немецкая литература утратила главенствующую роль в Европе, творчество швейцарца Келлера, позволило немецкоязычной литературе не оказаться на периферии европейского литературного процесса.

Энциклопедия Кольера

КЕЛЛЕР Готфрид (Keller, Gottfried)

ГОТФРИД КЕЛЛЕР

ГОТФРИД КЕЛЛЕР

(1819-1890), швейцарский романист и поэт, классик швейцарской литературы. Родился 19 июля 1819 в Глаттфельдене под Цюрихом. Исключенный из школы, в 1840-1842 учился живописи в Мюнхене. Разочаровавшись в своем призвании, с большими долгами вернулся на родину и обратился к поэзии. Первый томик стихов Келлера вышел в свет в 1846. В 1848 он получил правительственную стипендию, что позволило ему уехать в Германию и учиться сначала в Гейдельберге, а затем в Берлине. В Берлине Келлер свел знакомство с ведущими немецкими литераторами, а лекции в Гейдельбурге философа-материалиста Л.Фейербаха оказали определяющее влияние на его мировоззрение. В Берлине же была начата работа над первой редакцией романа Зеленый Генрих (Der grne Heinrich, 1854-1855; 2-я ред. 1879-1880). В 1855, снискав первый успех на писательском поприще, Келлер вернулся в Швейцарию и жил с матерью и сестрой до 1861, когда получил должность статс-секретаря кантона Цюрих. В 1870 он возобновил литературную деятельность и в 1870-1886 опубликовал романы и новеллы, принесшие ему европейскую славу. Умер Келлер в Цюрихе 16 июля 1890. Поэзии Келлера (Стихотворения - Gedichte, 1846, 1851, и Собрание стихотворений - Gesammelte Gedichte, 1883) свойственна задушевность и простота образов и колорита. Первостепенное значение в истории немецкоязычной литературы имеют романы и новеллы Келлера. Зеленый Генрих считается едва ли не самым образцовым романом в традиции Вильгельма Мейстера И.В.Гете. Вторая редакция 1880 продемонстрировала трансформацию образа Генриха: из погруженного в собственный мир романтика он стал человеком, сознающим свою ответственность перед обществом. Роман изобилует яркими сценами провинциальной жизни, отмечен замечательной преемственностью швейцарской традиции, формирующей молодого героя. Убежденность в правоте естественного и человечного порядка, который нельзя ставить под удар ни по неумелости, ни по нерешительности, также стала темой ряда келлеровских новелл. В Людях из Зельдвилы (Die Leute von Seldwyla, 1856, 1873-1874) показаны путаница и нелепость в жизни маленького швейцарского городка. В сборник Цюрихские новеллы (Zricher Novellen, 1879-1880) вошли наиболее известные произведения его малой прозы. Изречение (Das Sinngedicht, 1881) посвящено проблеме брака и его нравственному оправданию в рамках рационалистической этики, за пределами религиозных установлений. Религиозная жизнь составила содержание сборника Семь легенд (Sieben Legenden, 1873-1874). Во всех этих произведениях прослеживается твердая убежденность Келлера в том, что соблюдение меры обеспечит счастье и здравомыслие, на коих и должно основываться гражданское сообщество. Лишь последний роман писателя, Мартин Заландер (Martin Salander, 1886), проникнут пессимистическим взглядом на демократическое общество; алчность, обман и пустое фразерство грозят восторжествовать над традиционными добродетелями.

ЛИТЕРАТУРА

Готфрид Келлер. Библиографический указатель. М., 1965 Банникова Н.П. Творчество Готфрида Келлера и становление метода критического реализма во второй половине ХIХ века. - В кн: Литература Швейцарии. М., 1969 Келлер Г. Новеллы. Л., 1970 Келлер Г. Зеленый Генрих. М., 1972

Полезные сервисы